Психологическая безопасность в коллективе
Компания Hi-Tech Group с момента своего создания в 2004 году имеет фокусом своего внимания компании, который создают интеллектуальные продукты и услуги.
Это - персонало-зависимые компании, где ценности и добавленная стоимость создается не зданиями, сооружениями, не станками, деньгами и роботами, а прежде всего человеческим мозгом. Вернее – результатами коллективного использования качественных мозгов.
Понимая, что успех такой работы – результирующая от множества факторов, мы собирали и собираем в реальной жизни наших клиентов «лучшие практики» создания условий для успеха.
Теория. Базовые постулаты
В настоящее время прорывных результатов достигают коллективы.
Коллектив, в котором конструктивная, позитивная и безопасная эмоциональная среда достигает результатов лучше.
Давление и прессинг позволяет добиться увеличения результативности на очень коротком промежутке времени (несколько суток), расплатой всегда становится пост-стрессовый спад.
Никто не в состоянии постоянно работать в условиях стресса.
Режим «героического менеджмента», «ошпаренной кошки» и аврала – дает эффект в моменте, но никогда – даже в краткосрочной перспективе.
Человек, разрушающий себя на работе, разрушает свое тело, свою семью и в конечном итоге – дело, которым он занимается.
В коллективе интенсивность процессов деструкции возрастает примерно пропорционально квадрату его участников.
Типовые возражения
- В стартапах люди работают по 16 часов в сутки.
- Да, но 80+% стартапов не доживают до первой годовщины.
- Есть люди, которые эффективны в постоянном стрессе.
- Да. Это - их природа, и часто их профессия (пожарники, например).
Проблема в том, что кризис-менеджеры в отсутствие кризиса его создают.
- Настоящие бизнесмены работают по 16 часов.
- Да, они эффективно интегрировали работу в жизнь, но не наоборот.
Итого
Создание и подержание психологически безопасной среды в коллективе – это создание одной из составляющих его эффективности.
Остальные составляющие: понятные цели, ресурсы и эффективная координация.
Далее в формате «чек-листа» приведены некоторые очевидные (или не всегда очевидные) характеристики / параметры / признаки, определяющие эффективную работу творческих коллективов.
По результатам непосредственных наблюдений в российских условиях.
Перечень критериев и признаков
Рабочая среда
- Уровень шума менее 40 ДБ
- Равномерная освещенность. Спектр света близкий к солнечному.
- Температура в диапазоне: + 21-23С.
- Относительная влажность воздуха в диапазоне: 50-70%
- Высота расположения офиса над уровнем земли: не более 15-20 метров.
- Окраска стен и мебели: только цвета, присутствующие в природе. (ср типовая серо-стальная расцветка офисных пространств).
- Наличие растений в поле зрения каждого сотрудника.
- Отсутствие вибрации (метро).
Рабочее место.
- Постоянное собственное рабочее место для каждого сотрудника.
- Наличие и возможность создания защищенного личного пространства на рабочем месте.
- Место для безопасного хранения и размещение личных вещей.
- Возможность хранить и оставлять верхнюю одежду и обувь непосредственно в поле зрения.
- Защищенная спина. Никто не смотрит в монитор сзади.
- Есть возможность и разрешено перемещение рабочего места или временная смена его.
Стройные ряды столов - не способствуют креативности.
Пища
- Возможность для приема горячей пищи в офисе или около него, но не на рабочем месте.
- Постоянное наличие сладкого и питьевой воды в офисе.
Размещение в офисе
- Члены команды (отделы, коллективы) находятся в прямой видимости друг от друга, включая «тим лида» (работа в территориально-распределенных командах - отдельный навык как команды, так и для менеджера).
- Команды отделены друг от друга. Есть собственное командное пространство.
- Топ-менеджмент, не входящий в команду (или команды) отделен от них.
- Переговорных достаточно для того, чтобы их не бронировать.
- Работать в одиночку в переговорных можно.
- О офисе есть «место для раздумий». Не на проходе в коридоре, не в приемной генерального. И там находиться можно, без санкций.
- Визуализация ключевых задач: флипчарты, доски и дашборды - есть, и на них отражаются актуальные (не прошлогодние) задачи.
Продолжение следует....
|